Каким он парнем был…
Одним из первых тему угона в рабство советской молодежи поднял писатель Константин Симонов, когда вместе с Красной Армией вступил в освобожденное село Гулькевичи.
После тяжелых разговоров с местными жителями, у которых отобрали детей, в своей фронтовой корреспонденции «Поезд рабов» он написал о том, как 16–17-летних парней и девушек фашисты насильно отправляли на каторжные работы в Германию. Жаль, он не узнал о том, как героически сложилась судьба одного из героев его публикации.
– В Германии Трофима распределили на работу к немецкому помещику. Но он не смирился. Раздобыл оружие и бежал, – продолжает Михаил Сердюков.
После неудавшегося побега его бросили в концлагерь на засекреченном острове Узедом. Здесь он стал участником подполья, участвовал в разработке плана дерзкого полета на свободу.
Кроме Трофима Сердюкова, в подготовке операции участвовали десять человек. Заговорщики решили угнать вражеский самолет.
Остров, с которого предстояло бежать смельчакам, представлял засекреченный, строго охраняемый объект. Здесь проводились разработки и запуски так называемого «оружия возмездия Третьего рейха» реактивных ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, испытывались новейшие летательные аппараты.
Убрав охрану, 8 февраля 1945 года заговорщики проникли на борт готового к вылету самолета «Хенкель-111». За штурвал сел пленный советский летчик Михаил Девятаев. Поднять незнакомый самолет в небо ему удалось только с третьей попытки. Причем, как вспоминал он сам, если бы эта попытка оказалась неудачной, он был готов направить машину в море…
Самолет с беглецами на борту совершил жесткую посадку на территории Восточной Пруссии, занятой к тому времени советскими войсками.
На родине вырвавшихся из объятий смерти узников ждали изнурительные допросы, жесткая фильтрация и… передовая фронта, а кого-то – советские лагеря.
По его инициативе такие же памятные знаки установлены в городах и селах, откуда родом участники беспримерного в истории Великой Отечественной войны подвига.
Вместе с Трофимом Сердюковым в легендарной «десятке» был еще один уроженец Кубани – Иван Олейник из станицы Анастасиевской. После «побега из ада» в составе экипажа Михаила Девятаева, участвовал в штурме Берлина, затем воевал на Дальнем Востоке, где был убит.
По сути, племянник вернул истории имя родного дяди. Дело в том, что в воспоминаниях Михаила Девятаева Трофим Сердюков проходит под именем Дима.
– Скорее всего, эта неточность пошла от сокращенного имени Фима, да так и «прилипло» к нему. Такая же опечатка в инициалах на первом памятнике-камне, установленном в Германии на аэродроме, откуда в феврале 45-го поднялись в небо наши герои, – обращает внимание Михаил Сердюков.
Только в 1957 году осужденный командир экипажа Михаил Девятаев, по ходатайству ученого Сергея Королева, был награжден Звездой Героя Советского Союза за… вклад в развитие советского ракетостроения.
Как оказалось, группе беглецов удалось угнать самолет, напичканный важными сведениями и аппаратурой, связанными с баллистической ракетой Фау-2. Ценная информация помогла созданию советской космической программы.