Согреем по заявке
Начало октября на Кубани выдалось прохладным. В привычное для этого месяца бабье лето ворвались дожди и пронизывающие ветра. Жители частных домов включили отопление, а вот тем, кто получает тепло от управляющих компаний, не повезло. Температура в квартирах несильно отличалась от температуры за окном. Холодно и промозгло было в детских садах, школах и больницах. Посыпались жалобы губернатору Вениамину Кондратьеву: «Пожалуйста, помогите, разберитесь в ситуации!»
Глава региона отреагировал в своих соцсетях:
– Это недопустимо. Главы городов и районов, обратите внимание на проблему. Это ваша зона ответственности. Все социальные объекты должны быть обеспечены теплом в кратчайшие сроки!
Однако не стоит сидеть и просто ждать, что после официального распоряжения глав муниципалитетов тепло придет автоматически. В этот период действует заявительная система. О том, что необходимо включить отопление в социальных объектах, должны сообщить их руководители. Ну а жители многоквартирных домов – принять общее решение и отправить заявку управляющей компании либо поставщику тепла, если договоры об отоплении заключены напрямую. За досрочное начало отопления должны высказаться не менее 2/3 собственников.
Впрочем, одного желания потребителей недостаточно. Один из крупнейших поставщиков тепла «Автономная теплоэнергетическая компания» (АТЭК) озвучила такие условия: управляющим компаниям, ТСЖ и непосредственным абонентам АТЭК необходимо обязательно оплатить имеющиеся долги за тепло и воду, выполнить гидравлические испытания и промывку, а также обеспечить достоверный учет поступающего теплоносителя.
– Оплата, учет и техническая готовность – вот три основных критерия, по которым оценивается готовность абонента к зиме. Таким образом, если эти мероприятия не проведены и абонент имеет долги, то тепло ему подано не будет, – прокомментировал директор по сбыту АТЭК Дмитрий Середенко.
О том, что в крае готовы к отопительному сезону абсолютное большинство котельных, теплосетей, водозаборов, региональное министерство ТЭК и ЖКХ сообщило еще в начале осени. В 2021 году на подготовку к отопительному сезону на Кубани из всех уровней бюджета выделили 5,8 млрд рублей. Из них только на модернизацию сетей и котельных – 2,2 млрд. Однако АТЭК посеял серьезную панику среди своих потребителей 5 октября громким заявлением о том, что почти три тысячи краснодарских многоэтажек к отопительному сезону не готовы и тепло не получат.
На сайте компании появился список с адресами этих домов, на который тут же отреагировала одна из крупнейших управляющих компаний – ГУК «Краснодар»: руководство компании опубликовало акты работ по промывке и гидравлическим испытаниям оборудования и уверило, что по всем 1757 домам, в которых поставщиком является АТЭК, нет задолженности. Впрочем, через день представители АТЭК принесли извинения и сообщили, что в результате технического сбоя были опубликованы совсем не те списки, и обнародованная информация была актуальна в апреле.
Если к ГУК «Краснодар» у теплоснабжающей компании на данный момент претензий нет, то с десятками и даже сотнями своих клиентов АТЭК судится из-за неплатежей: на сайте предприятия опубликованы списки должников по Краснодару, Тимашевску, Новороссийску, Абинску и Гулькевичам. Суммы долга достигают нескольких десятков миллионов.
В июне в «ручном режиме» пришлось решать вопрос с отключением котельной № 4 в Тимашевске. Подача газа была возобновлена на следующий день после оплаты АО «АТЭК» части долга. В августе после отключения горячей воды жителям Фестивального района в Краснодаре пришлось собирать оперативный штаб и выяснять, что делать с миллиардными долгами перед «Газпром межрегионгазом Краснодара». На следующий день АТЭК и «Газпром межрегионгаз Краснодар» согласовали реструктуризацию задолженности и подписали соглашение о возобновлении подачи газа.
В октябре уже мэр Новороссийска пригласил представителей теплоснабжающей компании на ковер: с началом отопительного сезона 40 котельных города не получили газ из-за тех же долгов АТЭК.
– Сегодня на отчет дежурного по городу пригласили представителей «АТЭК». Вчера им передали документы о возбуждении исполнительного производства по ст. 315 УК РФ за неисполнение Постановления № 6100 о начале отопительного сезона с 7 октября, – рассказал Игорь Дяченко.
Он добавил, что по информации «АТЭК», сейчас тепло подается в полном объеме. Но не все управляющие компании готовы его принять в силу самых разных причин. У одних это техническая неготовность, ряд других объясняют невключение тепла плюсовой температурой на улице. Поэтому, если в доме нет до сих пор тепла, в первую очередь за разъяснениями жильцам необходимо обратиться в свою управляющую компанию.
Можно ли распутать этот клубок взаимных претензий, долгов и невыполнения взятых на себя обязательств, в котором увязли управляющие компании, поставщики тепла и поставщики газа? Пока этот вопрос остается открытым. Представители исполнительной власти ежедневно делают все, что от них зависит. Сотни дел решаются в судах. Подключаются и представители МВД: как недавно сообщали «КН», в Краснодаре возбудили уголовное дело в отношении управляющей компании «Краснодар РЦ 23», которая собрала с жильцов деньги за отопление и горячую воду в полном объеме, но 4,4 миллиона до АТЭК они не дошли.
– В настоящее время возбуждено и расследуется уголовное дело по статье о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего, – прокомментировал «Кубанским новостям» официальный представитель УМВД по Краснодару Артем Коноваленко.
В материалах доследственной проверки следователи ОВД Прикубанского округа СУ УМВД по Краснодару нашли достаточно данных, которые указывают на признаки хищения в особо крупном размере.
Ну а жители Кубани, со своей стороны, могут изменить ситуацию только одним способом: добросовестно оплачивать все коммунальные счета и тщательно выбирать управляющую компанию, которая будет являться посредником между поставщиками и потребителями.