Как и большинство людей, рожденных в СССР в середине XX века, Сергей Дашевский не помнит, чтобы в детстве у него было много игрушек. Поход с родителями в магазин за новой машинкой был настоящим праздником. Однако озорной мальчишка с голубыми глазами никогда не страдал от отсутствия собственной армии солдатиков или личного «автопарка»: большинство игрушек он делал сам из материалов, которые буквально валялись под ногами.
– А чего переживать? Захотел новых солдатиков – взял старую консервную банку и из жести сделал. Получались, надо сказать, ничуть не хуже магазинных, – поделился воспоминаниями Сергей Дашевский. – Потому и внукам своим говорю: хотите новую игрушку – делайте сами. У вас сейчас есть все возможности для конструирования и даже интернет, в котором масса интересных идей. Но не хотят.
Сам Сергей все свои изобретения брал буквально «из головы». Даже чертежей не строил: придумывал и сразу начинал делать. Такой подход у него сохраняется до сих пор, несмотря на то, что вместо солдатиков и простых машинок он уже давно делает гораздо более сложные механизмы – веломобили и велосипеды оригинальных конструкций.
Однако к этому увлечению он пришел лишь после 30 лет. А до того наслаждался просто ездой на велосипедах – в школу, институт, на работу. А иногда, по настроению, мог легко совершить велопрогулку из Краснодара в Усть-Лабинск и обратно.
Все изменилось в конце 80-х годов, когда в советском журнале «Наука и жизнь» он увидел фото американского трехколесного веломобиля «Вектор», который сделали своими силами студенты калифорнийского университета. Автор статьи указал, что благодаря обтекателю агрегат мог развивать скорость до 60 км в час. Этот факт очень удивил Сергея: у него получалось крутить педали со скоростью лишь около 30 км в час.
Немного поразмыслив над конструкцией чудо-машины, краснодарец решил сделать свой агрегат и убедиться, что американцы не соврали.
Сказано – сделано. На изготовление веломобиля ушло немного времени, главное, что он действительно мог дать фору обычному двухколесному собрату. С тех пор Сергей Дашевский стал все свободное время посвящать новому увлечению – совершенствовал конструкцию, учился ловко управлять веломобилем, не снижая скорости. А когда достиг в этом определенного мастерства, решил принять участие в легендарном марафоне на веломобилях, который ежегодно проводили в Литве.
В те годы в небольшом городке Шяуляй работал известный велозавод и, как следствие, практически все его жители были увлечены велоспортом. Они создали музей велосипедов, устраивали тематические фестивали и велогонки.
В 1989 году предприимчивый краснодарец тоже захотел стать участником состязаний и уговорил руководство компрессорного завода, где трудился начальником смены, отпустить его в поездку. В итоге его не просто «благословили» на велогонку, но и оформили командировку: на обратном пути Сергею предстояло закупить в Литве нужные детали и агрегаты для родного предприятия.
В тот год в марафоне на веломобилях «Вильнюс – Шяуляй» участвовало около 20 конструкций – одна другой красивее. Однако краснодарец сразу понял – серьезных конкурентов у него здесь не будет. Так и получилось.
Весь путь (215 км) Дашевский преодолел почти в два раза быстрее, чем его конкуренты год назад. В пути краснодарец дважды догонял известного в Литве велогонщика, который как раз в этот день разминался на гоночной трассе. Впоследствии это обстоятельство послужило ему своеобразным алиби. Сергей стал первым, но организаторы гонки, которые смогли догнать его на служебной «Волге» лишь ближе к финишу, долго не могли поверить, что он преодолел огромное расстояние за считаные часы, просто крутя педали.
– Все осматривали мой веломобиль, искали моторчик, который мне якобы помог стать первым. Даже спрашивали литовского велосипедиста, не подвез ли меня кто-то на машине к финишу, – смеясь, рассказал Сергей Дашевский.
В итоге краснодарец получил солидный приз – тысячу рублей. Выигрыш потратил на покупку мебельной стенки для дома и подарки жене и детям.
Первая победа настолько окрылила Сергея, что он стал регулярно участвовать в разных велогонках, в том числе за рубежом.
Кубанский Кулибин принял участие в десятках престижных состязаний, из них 16 – суточных гонок. В пяти таких марафонах победил, восемь раз пришел вторым, а в остальных случаях становился бронзовым призером. Трижды краснодарец завоевывал титул чемпиона мира по гонкам на веломобилях.
Благодаря велосипедам и веломобилям Сергей Дашевский объездил практически весь мир. Его знали и уважали соперники из Швейцарии, США, Германии, Англии и других стран.
Однако в начале 2000-х чемпионскую карьеру пришлось прервать. Причина банальна – компрессорный завод прекратил свое существование и Сергей остался без средств к существованию. А между тем ему надо было кормить семью, заботиться о родителях.
– Искал способы заработка, пробовал себя в других сферах. А в свободное время продолжал своими руками делать разные модели велосипедов и веломобилей. Подхватывал идеи из журналов, что-то придумывал сам. Когда агрегатов набралось около десяти, решил их показать землякам и в 2003 году на День города впервые приехал со своей коллекцией на улицу Красную в центре Краснодара, – рассказал Сергей.
Жителям и гостям города оригинальные велосипеды понравились, более того, многие прохожие стали просить позволить им покататься на них. Даже деньги предлагали за прокат. Тогда-то мастер и смекнул, что вот он –способ заработка. Недаром же говорят, что лучшая работа – это хобби, которое удалось монетизировать.
С тех пор Сергей Дашевский стал каждые выходные приезжать в центр кубанской столицы и учить земляков ездить на разных велосипедах: от огромного «Паука» до миниатюрных двухколесных малюток. Кстати, именно они и сделали его мировой знаменитостью.
В 2019 году краснодарец в своем гараже сделал самый маленький велосипед в мире. Его длина – 8,4 см, а высота – 16 см. Малютка легко умещается на ладони, но при этом является полноценным средством передвижения. Сергей регулярно устраивает заезды на нем по выходным в центре кубанской столицы.
– Знакомые посоветовали подать заявку на мировой рекорд в книгу рекордов Гиннесса в Англии. И я решился. Однако, чтобы убедить жюри в исключительности своего велосипеда, потребовалось почти два года. Организаторы-англичане постоянно требовали новых документов, видеороликов и прочих уточнений. Зато теперь я 100-процентный рекордсмен, – сказал Сергей.
Сегодня в его коллекции около 170 велосипедов разных конструкций. Из них больше 20 – малыши и несколько десятков больших, на которых не каждый человек сможет ездить.
Одна из последних новинок – плавающий велосипед. Его основа – доска для серфинга. Бороздить просторы морей и океанов на ней надо в положении лежа: главное – не забывать крутить педали. Мастер уже плавал на нем в Крыму, и испытания прошли успешно.
Сергей Дашевский, который не привык сидеть без дела, и сейчас почти круглосуточно думает над тем, какую бы еще диковину создать. Так что не исключено, что рано или поздно и без того огромный велопарк краснодарского велодеда (так его зовут жители кубанской столицы) может пополниться и другими необычными моделями агрегатов.