В нашей стране на 8% снизилось количество киберпреступлений. Это произошло благодаря системной работе правоохранительных органов, в том числе профилактической. Полицейские отмечают: для предупреждения киберпреступлений наиболее важно полноценно информировать граждан о тактике преступников. И о том, как на них нужно реагировать.
«Создание четкой установки со стороны правоохранительных органов, Роскомнадзора, банковских учреждений и иных публичных организаций по вопросам финансовой, а также публичной безопасности — залог поэтапного устойчивого снижения показателей преступности», — говорит доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладного права РТУ МИРЭА, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Татьяна Щукина.
Во время всероссийского опроса 43% респондентов заявили о навязчивых звонках. Чаще других о поступлении спам-звонков в марте 2022 года говорили люди в возрасте от 25 до 44 лет и женщины. Каждый десятый россиянин сталкивался с попытками выведать у него по телефону данные банковских карт. Чаще других на это жаловались люди старшего возраста (17% в возрастной группе 55+), женщины (13%).
О типичных схемах телефонного мошенничества рассказали специалисты сотового оператора «Билайн». Эксперты по безопасности также дали рекомендации, как защитить себя от преступников.
Вот несколько распространенных способов обмана. Например, звонок происходит с незнакомого номера, мошенник представляется родственником или другом. Взволнованным голосом он сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвиняется в серьезном преступлении (ДТП, хранение наркотиков, причинение вреда здоровью и т.д.). Чаще всего, далее к разговору подключается сотрудник органов, который готов помочь с решением проблемы.
Самое главное в такой ситуации – успокоиться и прервать разговор. Помните, если незнакомый человек звонит и предлагает привезти деньги по адресу или перевести их на счет – это обманщик. Свяжитесь с близким, от лица которого поступил звонок, или же с кем-то из ближайшего окружения. Если переживания за близкого не дают вам закончить разговор – уточните у вашего собеседника любую информацию относительно вашего внешнего вида или спросите о том, что можете знать только вы вдвоем. В случае, если разговор ведет сотрудник органов, уточните отделение и срочно набирайте 102, 112.
Также людям часто приходят смс-сообщения с просьбой о денежной помощи, поступают звонки о якобы победе в лотерее, присылают сообщения от оператора мобильной связи с предложением подключить новую выгодную услугу, поменять тариф, дополнительно защититься от спама и мошенников или поучаствовать в акции.
Недавно появилась новая схема телефонного мошенничества: в попытке завладеть паспортными данными и украсть денежные средства мошенники представляются операторами сотовой связи. Как это происходит? Мошенники в охоте за денежными средствами в телефонном звонке представляются сотрудниками службы поддержки оператора и пугают абонента скорой блокировкой номера. Для сохранения номера абоненту необходимо набрать определенную комбинацию цифр, который будет диктовать «сотрудник». Набор цифр подключает переадресацию звонков и смс (в том числе с кодами от банков) на номера обманщиков, что позволяет им получить возможность управлять банковскими счетами дистанционно и красть денежные суммы.
Телефонные мошенники придумывают разные поводы для того, чтобы легенда с сотовым оператором выглядела правдоподобной: отключение платной услуги, более выгодный или индивидуальный тарифный план, бонусы и кэшбеки, переоформление сим карты и прочее. Роскомнадзор, операторы связи и МВД просят абонентов с осторожностью относиться к звонкам с незнакомых номеров, проверять информацию в официальной службе поддержки операторов и на сайте, минимизировать случаи предоставления своих персональных данных, особенно любым удаленным образом.