Культовые фильмы «Красные дьяволята» и «Слуги дьявола на чертовой мельницы» – примеры формального привлечения нечистой силы для советской сатиры. Буржуазные порядки и мракобесие высмеиваются, а вольнолюбивый дух одобряется.
Но можно перечислить три конкретных советских фильма, где черти выполняют непривычную для них функцию.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» входит в список «100 книг века» по версии журнала Le Monde. Он был написан к 1940 году, а начал публиковаться в СССР в 1960-х. И это было чудом. Произведение, в котором Сатана явился в Москву и начал исправлять перегибы советских властей на местах, мог вообще не выйти в свет.
Принято считать, что произведение попало на экраны лишь в наше время. Это справедливо для СССР, но не для других соцстран.
Так, польский режиссер Анджей Вайда в 1971-м снял фильм «Пилат и другие». В экранизации есть только библейские персонажи, но действие перенесено в современность. Тележурналист Левий Матфей ведет репортаж с Голгофы, а Иуда Искариот доносит на Иешуа по телефону. Когда он кладет трубку, автомат выдает ему 30 сребреников.
Через год югослав Александр Петрович снял свою картину «Мастер и Маргарита». Действие сконцентрировано на спектакле о Пилате, который Мастеру не дают поставить. Пришлось даже написать жалобу Сталину. Но в итоге Мастер умирает в психлечебнице.
Двухсерийный фильм Игоря Масленникова «Филип Траум» (в кинотеатрах шел под названием «Хроника Сатаны-младшего») снят в 1990 году по одному из самых загадочных романов Марка Твена «Таинственный незнакомец». Считается, что им вполне мог вдохновиться Булгаков.
В средневековый городок приходит человек с чудесными способностями и старается улучшить жизнь главных героев, но им от этого становится еще хуже. Позже Траум сознается в том, что он – племянник падшего ангела.
В финале таинственный незнакомец обращает председателя духовного трибунала в столб пламени, а влюбленную Маргариту и привязавшегося к ним сына органиста уносит на небеса.
В 1964 году хорошо был принят кинокритиками и даже получил приз «Большой янтарь» фильм эстонского режиссера Григория Кроманова «Новый нечистый из преисподней».
Первая сцена начинается диалогом Дьявола со святым Петром. Сатану посылают в буржуазную Эстонию, чтобы проверить, может ли простой человек в принципе не грешить и попасть в рай. Для этого Дьявол должен поселиться в забытом Богом хуторе, обзавестись семьей и честным трудом зарабатывать на хлеб.
В фильме нечистый предстает в образе простодушного крестьянина необыкновенной силы, носителя традиционных ценностей. Но когда богач сгоняет трудягу со своей земли, Сатана в ярости поджигает барскую усадьбу.
Кинолента снята по роману классика эстонской литературы Антона Таммсааре. Интересно, что в 1912–1913 годах писатель поправлял здоровье на курорте Сочи. В селе Адлерского района Эсто-Садок и сегодня можно побывать в Доме-музее Таммсааре.