Развитие животноводства, садоводства и овощеводства, переработка продукции и создание потребительских кооперативов – это приоритеты государственной поддержки кубанских фермеров.
– Виктор Васильевич, у фермерского движения скоро знаменательная дата. В следующем году вы будете отмечать 30-летие создания первых в стране и на Кубани фермерских хозяйств. Почему малый сектор привлекает к себе такое пристальное внимание?
– Сейчас трудно представить развитие наших станиц и хуторов без фермерских хозяйств, которые с каждым годом все активнее участвуют в социально-экономическом развитии территорий, где проживает 46 процентов населения края. За фермерами сейчас один миллион 200 тысяч гектаров прекрасных земель, и производят они уже треть кубанского зерна, весомую долю пропашно-технических культур, плодов и овощей, ягод и винограда. Сегодня на долю фермеров приходится почти 40 процентов произведенной в крае продукции.
Да и сами крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) последние три года развиваются более высокими темпами, чем сам агропромышленный комплекс. Индекс производства продукции в КФХ составляет 104,7 процента, а в целом по АПК – 100,7 процента. В прошлом году мы произвели зерна, молока и мяса, другой продукции почти на 79 миллиардов рублей. Таких показателей еще не было.
– Кстати, о молоке и мясе. Здесь вас в последнее время критикуют. По растениеводству вопросов нет, а по животноводству, занимая такие площади, в удельном весе фермеры производят меньше молока и мяса, чем хозяйства других форм собственности.
– Потому животноводство и определено сейчас как самое приоритетное направление. Здесь очень много подводных камней, и без поддержки государства не обойтись. Чтобы построить ферму, надо подвести к ней электролинию, воду, сделать дорогу. Слишком затратный механизм получается, и возврат средств происходит не за год, как в растениеводстве, а за гораздо более длительный временной отрезок. И все же мы развиваемся и в этом направлении.
– Вы можете это заявление подкрепить примерами?
– При поддержке государства мы создаем мощную производственную базу для развития животноводства. За последние 6 лет на развитие семейных ферм в виде грантов выделено почти 740 миллионов рублей. Еще полмиллиарда фермеры изыскали собственных средств. В рамках реализации мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм за счет этих денег до конца года будет приобретено 233 единицы сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного и животноводческого оборудования. Идет реконструкция и модернизация сразу 137 объектов животноводческих ферм. Будет приобретено почти 1900 голов крупного рогатого скота, создано почти 230 новых рабочих мест.
Фермер Василий Ляшенко из Павловского района, запустив в производство современную ферму, сейчас строит вторую такую же, получив еще один грант. А каждый год 10 – 11 фермеров, опираясь на господдержку, начинают заниматься животноводством. К примеру, Юрий Ильченко из Динского района и Николай Хачатуров из Славянского. Оба почти в одно и то же время приобрели молочный скот, имея примерно по 500 голов дойного стада и свою переработку. Николай Хачатуров под собственным брендом «Ферма натуральных продуктов» уже реализует свою продукцию в одной из популярных торговых сетей.
Фермер Федор Куропятник из Брюховецкого района дал вторую жизнь старым животноводческим корпусам, установил в одном из них современную доильную установку, построил по последнему слову силосохранилище, используя грант, предусмотренный программой на эти цели. Недавно на базе его фермы мы провели краевой «День молочной фермы». Познакомили начинающих с перспективами развития молочного скотоводства.
– Только ли гранты становятся отправной точкой для занятия животноводством?
– Конечно, нет. Фермер Евгений Команов из Кореновского района сам запустил в производство молочную ферму и только теперь рассчитывает на грант, который предоставляется на 24 месяца. Опередил события, так сказать. Сироп Унанян из Усть-Лабинского района получает от своих 400 коров молоко только высшего качества, и нет отбоя от желающих купить его продукцию.
– Когда-то притчей во языцех были старые животноводческие корпуса. В свое время кто-то успел приобрести их по бросовым ценам, а сейчас желающим заняться животноводством предлагают их баснословно дорого.. Что-нибудь изменилось в этом плане?
– Время и здесь берет свое, и хозяева таких корпусов понимают, что уже лучше договориться об их продаже, пока еще есть что продавать. К наиболее строптивым владельцам таких корпусов планируется применять повышенный налог на землю.
Сельхозперепись 2016 года показала интересную картину. У нас 419 фермерских хозяйств, имеющих до 1,5 тысячи гектаров земли каждый. Еще 83 хозяйства имеют от 1,5 тысячи гектаров и более. Итого в их землепользовании получается 700 тысяч гектаров. Вот наш резерв для дальнейшего развития животноводства. Краевой закон никто не отменял, он гласит: имеешь в обороте 100 гектаров земли – обязан держать 20 коров.
– Еще одно перспективное направление – садоводство. Как фермеры участвуют в производстве фруктов?
– В сентябре прошлого года в станице Медведовской Тимашевского района фермеры имели прекрасную возможность встретиться с губернатором Вениамином Ивановичем Кондратьевым. Поговорили по душам, обсудили наболевшие вопросы. Глава края предложил всем фермерам, кто еще не занялся садоводством, иметь в своем хозяйстве по три гектара сада. Для себя, родных, соседей, может быть, для продажи, для участия в ярмарках, наконец. Пообещал и поддержку тем, кто приветствует это начинание. Могу сообщить, что в качестве господдержки уже предусмотрено 100 миллионов рублей на закладку молодых садов. А всего у наших фермеров уже две с половиной тысячи гектаров молодых садов, из них 1,5 тысячи – плодоносящих. Наша перспектива – сотни гектаров молодых садов.
– Но для того, чтобы садоводство было рентабельным, необходимы хранилища. А это дорого стоит. Как быть?
– Для решения этого вопроса есть краевая и федеральные программы. Если фермеры объединились в потребительский кооператив, они могут рассчитывать на господдержку в 50 миллионов рублей. Насколько я знаю, к решению этой задачи подключился и Росагролизинг. Он тоже разработал программу строительства холодильников под небольшой процент и на длительное время. Так что выход и здесь есть.
Фермер Сергей Рудых из Ейского района уже построил современное овощехранилище, Роман Ковалев из Красноармейского района заканчивает строительство фруктохранилища. Фермер Елена Григорьева из Кореновского района объединила заинтересованных предпринимателей для строительства такого же хранилища. В строй действующих оно войдет к сезону будущего года.
В Анапе развивается перспективный потребительский кооператив «Второй винодельческий кооператив» под руководством фермера Геннадия Опарина. Он объединил 50 фермеров и индивидуальных предпринимателей. У них есть 300 гектаров виноградников, которые уже начинают плодоносить.
– Еще один краевой закон, который вступил в силу с 1 января этого года, гласит, что в севообороте всех хозяйств, в том числе фермерских, должно быть не менее 10 процентов многолетних трав. Пересматривают ли фермеры свои севообороты?
– Конечно, пересматривают. Кубанский чернозем требует самого бережного отношения, и кто как не фермер это хорошо понимает. У кого нет животноводства, тот ищет пути реализации выращенной люцерны. Но только на ней не останавливаются. Соя, рапс и другие многолетние и бобовые культуры тоже уже хорошо востребованы. Дальше всех пошел, я считаю, фермер Александр Шипулин из Ленинградского района. Он уже приобретает оборудование по производству травяной муки из люцерны. Создал кооператив, куда вошли фермеры-соседи, которые также начали выращивать многолетние травы. Будут производить гранулы, которые отлично идут для животноводства, в том числе и на экспорт. Так что выход находим. На то он и фермер, чтобы решать все задачи своего хозяйства.