Кубанские Новости
Туризм

Хутор сокровищ

территория Краснодарского края богата легендами, связанными с памятными событиями, тайнами и необычными явлениями. «Кубанские но

В апреле этого года в материале "Хутор-призрак" мы уже рассказывали о хуторе Неяковском Ленинградского района. В продолжение этой темы корреспондент «КН» заинтересовался письмом в редакцию краеведа Юрия Харчука, который уверен, на месте Неяковского был найден клад.

«Правильные» джентльмены

Напомним, весной этого года, во время поисковой экспедиции к месту, где находился хутор Неяковский, среди вспаханного сельскохозяйственного поля мы отыскали кладбище с чудом уцелевшими безымянными крестами. Наш проводник, уроженец этого населенного пункта Борис Мищенко, обещал установить здесь памятный знак в честь своих земляков-первопоселенцев.

И вот журналистские пути-дороги снова привели в станицу Ленинградскую, теперь по письму местного краеведа Юрия Харчука, который поведал, что на месте бывшего хутора нашли сокровища и он готов поделиться подробностями с читателями «КН».

Увлеченный человек называет себя кладоискателем. Говорит, в этой теме уже много лет:

– Знаете, чем отличаются «правильные» искатели кладов от «джентльменов удачи», мечтающих разбогатеть по-быстрому? – С порога спрашивает Харчук и сам отвечает: – А тем, что цель «краеведа-кладоискателя» – найти даже не ценности, а информацию о находке, узнать, кем был человек, владевший кладом, и так далее.

По его словам, увлекает сам процесс поиска, проверки в архивах воспоминаний старожилов, составление и сверка новых карт со старыми планами местности. Благодаря такой деятельности пополняются знания о том, кто жил на этой территории, какие события связаны с отрезком времени, когда делался тайник:

– За кладами сейчас охотятся многие. С появлением металлоискателей и прочих приспособлений это увлечение стало повальным. Жаль, не все понимают, что поиск схрона – это целая философия, с особыми правилами и законами, – размышляет о «кодексе» кладоискателя собеседник.

Неяковский клад

Публикация в «Кубанских новостях» материала об истории исчезнувшего хутора напомнила Юрию Харчуку, как в конце 90-х годов к нему приезжал правнук белого офицера из Днепропетровска по фамилии Неяковский:

– Этот человек узнал обо мне из статьи в одной из газет, где я рассказывал о проблемах кладоискательства того периода. Он отыскал спрятанный архив и личные документы своего прадеда, следы привели его в Ленинградский район. Зашел ко мне в гости, расспрашивал, где находился хутор Неяковский, – делится искатель.

Безымянный могильный крест и воспоминания – все, что осталось от хутора Неяковского

Через несколько лет Харчук случайно встретил своего знакомого в Москве, тот покупал мощный поисковый прибор. Разговорились. Мужчина признался, мол, «того, что нашел на месте хутора, хватит продолжить поиски более крупного семейного клада».

Оказалось, его прадед, отступая вместе с Белой армией, где-то на Украине спрятал золото, бриллианты и вовремя перешел на сторону красных, вернулся на Кубань. Во время раскулачивания вновь бежал на Украину, где до самой смерти безбедно жил.

– Еще он сказал, если все будет нормально, в память о своих предках на месте хутора Неяковского поставит чугунный православный крест, такой же, как на могиле прадеда. Но, видно, что-то пошло не так у моего знакомого, крест не появился, – Харчук делает вывод, что «неяковский клад» все-таки был.

Зато теперь, с подачи «Кубанских новостей», память первопоселенцев обещает увековечить уроженец населенного пункта Борис Мищенко. Он признается, никаких кладов ему не надо, главное, что судьбой хутора интересуются земляки. Так, исследовательская работа местной школьницы Анастасии Козырь (о которой рассказывали «КН». – Прим. авт.) об истории Неяковского, стала победителем Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив.

Ищите и найдете

Только в родной Ленинградской, ранее Уманской, Юрий Харчук насчитал несколько овеянных мистикой мест, в том числе связанных с кладами, – это старинные здания, где, по преданию, «бродят духи», а еще в так называемой Дубовой роще, где раньше располагалась воинская часть:

– До революции на окраине станицы было 80 армейских колодцев для питьевой воды, провианта. По легенде, в одном из них спрятана часть сокровищ Петроградской ссудной казны и Санкт-Петербургского монетного двора, которую в 1917 году по железной дороге вывезли из столицы в Ейск, – подкидывает новую тему кладоискатель.

По информации, которую он добыл в архивах Санкт-Петербурга, 100 лет назад на территории нынешнего Краснодарского края «пропали» несколько эшелонов оборудования для чеканки денег и ценности, которые вывозились из столицы Российской империи на юг, в город Ейск. Кстати, знаменитый «армавирский рубль» и другие монеты в городе Армавире были отчеканены на этом оборудовании.

Так называемые «армавирские монеты» были отчеканены на оборудовании Санкт-Петербургского монетного двора.

Несметные сокровища находились в Ейске с осени 1917 года до весны 1918-го, затем были вывезены эшелонами через Уманскую, на станцию Тихорецкая, далее в Екатеринодар. По дороге ценности разворовывали, а оборудование монетного двора выбрасывали за ненадобностью.

Таким образом, практически по всему пути следования железнодорожного состава драгоценности и станки для чеканки денег (которые сейчас стоят больших денег. – Прим. авт.) оседали у жителей близлежащих станиц, а во время голода 30-х годов разошлись по рукам скупщиков и ростовщиков. Где сейчас находятся сокровища? Этот вопрос продолжает волновать увлеченных искателей.

На фото: Краевед Юрий Харчук из станицы Ленинградской: «На месте исчезнувшего хутора был найден клад».


От редакции:

Территория Краснодарского края богата легендами, связанными с памятными событиями, тайнами и необычными явлениями. «Кубанские новости» продолжают интересоваться неизвестными страницами истории родной земли. Пишите, рассказывайте нам об интересных загадках, мы обязательно приедем.