Развитие сферы здравоохранения стало одной из ключевых тем Послания президента Владимира Путина, с которым 21 февраля он обратился к Федеральному Собранию. В частности, он обратил внимание на проект «Бережливая поликлиника», который реализуется сейчас в ряде регионов:
– В результате время ожидания в регистратуре, у кабинета врача в среднем сокращается в три-четыре раза. Я был в таких поликлиниках, работают очень здорово, очень хорошо. Гораздо лучше условия создаются для людей с ограниченными возможностями, для родителей с детьми. Но таких поликлиник, к сожалению, пока очень мало, они, скорее, исключение, чем правило по стране в среднем. С учетом лучших региональных практик, а они есть, поручаю правительству уже в этом году утвердить высокие стандарты бережливых поликлиник, принять правила их аттестации, а в следующем году совместно с регионами внедрить механизмы, которые мотивируют управленческий и медицинский персонал повышать качество работы. И в первую очередь уже в 2021 году нужно полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники. Обращаю внимание: дело не в том, чтобы появилась вывеска «Бережливая поликлиника». Главное, чтобы люди наконец почувствовали уважительное, по-настоящему бережное отношение к себе, к своему здоровью со стороны государства.
Если говорить об опыте регионов – то, как раз нашему краю здесь есть чем поделиться с коллегами.
В краснодарской городской поликлинике, расположенной на улице Селезнева, 94, к внедрению новых технологий по распоряжению краевого минздрава приступили 1 сентября 2017 года. А с 2018 года здесь работают по принципам бережливой поликлиники, которые прописаны в приоритетном федеральном проекте «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
– Начинать что-то новое всегда интересно. Включились в процесс с энтузиазмом и не пожалели, – рассказала главный врач поликлиники № 15 Алина Александрова. – Считаю, что коллектив справился с задачей. С помощью бережливых технологий удалось полностью переформатировать логистику технологических процессов и оптимизировать деятельность лечебного учреждения на различных уровнях
Для реализации проекта была создана рабочая группа, перед которой поставили задачу сократить время пребывания пациента в поликлинике.
Наш край – один из первых регионов, присоединившихся к проекту «Бережливая поликлиника». Сегодня уже 76 наших поликлиник перешли на бережливое производство. Это формат для экономии времени пациента. Меняются места кабинетов, продуман каждый шаг. Результат реализации проекта – устранение временных и финансовых потерь в медицинских организациях; сокращение времени оформления медицинской документации, за счет ее оцифрования и, соответственно, увеличения времени работы врача с пациентом, сокращения времени ожидания приема.
Сначала определили проблемные места. Разбирали пути решения, анализировали, прорабатывали схемы движения пациентов, документов. Технологии, связанные с информатизацией, применили к разным структурам. В результате в поликлинике появилась «вежливая регистратура», по-новому выстроена работа ЭКГ и процедурного кабинетов.
– Уменьшились очереди, улучшилось качество обслуживания. Новая программа помогла избежать лишней бумажной волокиты и сократить время лабораторных обследований. Пациенты благодарны, и врачи довольны. И многие сотрудники теперь говорят, что не представляют, как раньше без этого обходились, – говорит главврач.
Сомневаться в сказанном не приходится. К поликлинике, здание которой построено в 1977 году и рассчитано на 17 тысяч человек, сегодня приписано 58 тысяч населения. Но, несмотря на это, очередей нет.
Каждое медучреждение начинается с регистратуры. Сегодня здесь не надо, как раньше, склоняться к узкому окошку в перегородке. Регистраторы открыты и улыбчивы. В call-центре принимают звонки, дежурный администратор всегда поможет и подскажет. Живую очередь практически заменила электронная. Сейчас можно записаться к врачу онлайн или по телефону. А у входа в поликлинику установлены информационные терминалы – талон можно взять, не подходя к регистратуре. Для тех, кому все же приходится ждать, оборудованы удобные места отдыха, установлены телевизионные панели, где крутят профилактические видеоролики.
Изменилось и картохранилище: у каждого участка свой стеллаж и медкарты определенного цвета. На каждой карте штрих-код, и по электронной базе можно проследить, в каком кабинете она была, вернулась на место или нет. Теперь амбулаторная карта не потеряется!
Яркая и наглядная навигация в поликлинике продумана до мельчайших деталей. Но изменения не только внешние. Обновилась и техника. Благодаря новому электронному оборудованию, к примеру, полностью переформатирована работа процедурного кабинета. На забор крови уходят считанные минуты, и очереди перед кабинетом исчезли.
– Раньше, чтобы сдать кровь, надо было ждать 2 недели, да еще в очереди просидеть час-два, – рассказала врач-терапевт Ангелина Мкртычева. –Сегодня пациент приходит с электронным направлением, которое выдает врач на приеме. Медсестра подносит штрих-код к сканеру, и вот у нее полностью загружена информация о пациенте. Результаты через компьютер также передаются в базу данных. Не надо ничего писать, заполнять. Врач в любой момент может считать необходимую информацию. Установили новое электронное оборудование и для снятия кардиограмм.
– Кардиограмму сразу получаю в электронном виде. При необходимости могу открыть архив и посмотреть предыдущие результаты, проследить динамику. Ускорилось время приема, постановки диагноза, и как результат – снизились риски острых патологий, – сказала врач-кардиолог Татьяна Кречунова.
Компьютеры установлены не только у врачей, но и у медсестер. И пока доктор ведет прием, они выписывают рецепты, вносят необходимые назначения. А врач может тут же записать пациента на повторный прием или к любому специалисту.
Проектный офис, под который в поликлинике выделен специальный кабинет, напоминает научную лабораторию. На стенах – таблицы, графики, схемы. Как было, что стало, к чему стремиться… Время нахождения пациента в учреждении, ожидания в очередях или на приеме у врача рассчитано и расписано по секундам.
– От новой организации труда в выигрыше и врачи. У них меньше времени уходит на околомедицинские дела, которые можно решать силами административного звена без участия квалифицированного специалиста. Больше времени остается на прием, – говорит Ангелина Мкртычева.
Все это, по мнению руководства, влияет и на укомплектованность кадрами. Врачей по некоторым специальностям здесь даже больше, чем надо на душу населения. Но это – повышение качество обслуживания.
А вот о том, насколько довольны граждане, можно судить по результатам опросов, которые ежемесячно проводят страховые компании. В феврале более 97 процентов пациентов, посетивших поликлинику, дали положительные отзывы.
Дело хорошее и нужное, считают сотрудники поликлиники № 15. Здесь собираются и дальше совершенствовать технологии бережливого производства. Уже закуплено новое оборудование для ультразвуковых исследований, набирают кадры – время ожидания УЗИ-диагностики планируют сократить в несколько раз.