– Вячеслав Валентинович, знаю, что профессиональный праздник Краснодарской таможни совпадает с днем образования этой службы. И на основании изученных материалов у краснодарских таможенников теперь есть еще одна установленная историческая дата. Это так?
– Да, вы правы. 18 октября (7 октября по старому стилю) 1799 года императором Павлом I был утвержден указ об основании Бугазской таможенной заставы. Она была открыта в устье черноморского рукава реки Кубани на месте Бугазского пикета Черноморской кордонной линии. Именно с этой заставы началась непрерывная история правительственной таможенной службы в регионе.
Вначале это было единственное таможенное учреждение на правом фланге Кавказской линии, призванное контролировать движение товаров не только по Еникольскому проливу, но и через черноморский рукав Кубани. На основании этого же указа на левом фланге Кавказской линии в ведении Кизлярской таможни начала действовать Моздокская таможенная застава. Только через эти учреждения на кордонной линии разрешался пропуск товаров, облагаемых пошлинами.
В зависимости от военно-политической обстановки на Кубани функционировали Прочноокопская и Усть-Лабинская таможенные заставы. Но они просуществовали недолго.
– Что позволяет сотрудникам вашей службы достигать высоких показателей?
– Мы стремимся быть на острие решения совершенно новых для ведомства задач, создавать и активно осваивать современные технологии, развивать инфраструктуру на уровне международных стандартов.
Краснодарская таможня была образована на базе Краснодарского и Тимашевского таможенных постов Новороссийской таможни 24 октября 1990 года. На момент создания в штате числилось всего 22 человека.
В период становления таможни происходили формирование и развитие коллективов подразделений, информационно-технической базы и перспективных таможенных технологий. Краснодарская таможня стала полноправным участником экономических отношений, без которых сегодня невозможно реализовать ни один крупный проект, наладить партнерские отношения и обеспечить надежную защиту экономических интересов государства.
На сегодняшний день Краснодарская таможня относится к числу крупнейших на юге России и охватывает свыше 95 процентов территории Краснодарского края и Республику Адыгея.
– В этом месяце прошла реорганизация Краснодарской таможни. Что изменилось?
– В октябре были переподчинены четыре таможенных поста Сочинской таможни.
Теперь в структуру таможни входят 12 таможенных постов. Они осуществляют свои функции в двух воздушных и шести морских пунктах пропуска (аэропорты Краснодар и Сочи, а также Темрюк, Тамань, Кавказ, Ейск, Туапсе, Сочи), в двух внутренних таможенных постов (Крымский и Прикубанский), плюс автомобильный и железнодорожный в Адлере.
– Качественную и бесперебойную работу таможни обеспечивают более тысячи человек. Эта цифра оптимальна по нынешним меркам?
– Краснодарская таможня сегодня – это современная, действующая на основе новейших информационных технологий государственная структура, которая обеспечивает наполнение бюджета нашей страны и защиту ее экономических рубежей.
Но, в первую очередь это большой дружный коллектив профессионалов, выполняющий задачи по обеспечению национальной безопасности страны.
Наши сотрудники эффективно борются с незаконным перемещением через границу наркотических веществ, культурных ценностей, объектов дикой природы, пресекают преступления во внешнеэкономической сфере, содействуют главному стабилизирующему фактору – укреплению экономики региона и России. Движение к уровню международных стандартов в области таможенного дела находит практическое воплощение в разных сферах нашей деятельности.
Знания и опыт, принятие оптимальных решений, четкая организация служебного процесса и высокий профессионализм, умение построить отношения с коллегами – все эти качества позволяют коллективу Краснодарской таможни оперативно решать сложные и масштабные задачи, повышать качество и оперативность таможенного контроля, выявлять и пресекать нарушения таможенного законодательства.
Можно приводить множество различных цифр и фактов, характеризующих сложность и напряженность каждодневной работы краснодарских таможенников. Однако самое главное – это дружный и сплоченный коллектив, который в полной мере реализует суворовский принцип: не числом, а умением!
– Расскажите об итогах работы службы за последний отчетный период.
– За 9 месяцев этого года краснодарские таможенники перечислили в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму порядка девяти миллиардов рублей, выпущено 17 тысяч деклараций на товары. Кроме того, возбуждено 25 уголовных и почти 1500 дел об административной ответственности.
– Какие важные задачи сегодня стоят перед ведомством?
– С целью создания конкурентоспособного российского транспортного узла и развития дополнительных мощностей на юге России по перевалке продукции топливно-энергетического комплекса на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог продолжается строительство нового порта Тамань.
Стратегическое и политическое значение этого пункта пропуска для России очевидно и неоспоримо. Географическое расположение порта позволяет создать оптимальную инфраструктуру для обеспечения эффективной логистики, что ставит его в более выгодное положение перед всеми ныне действующими портами Юга России.
В настоящее время в морском порту Тамань осуществляют свою деятельность несколько стивидорных компаний, которые продолжают динамично развиваться. В связи с увеличением количества судозаходов в порт Тамань Краснодарской таможней открыты постоянные зоны таможенного контроля.