И дело не только в эротической поэзии. Не перевелись еще чиновники, для которых высокое искусство – не пустое место.
Мирослав Валек в 1962 году вступил в Коммунистическую партию Чехословакии, в 1969-м станет министром культуры, а также членом Центрального комитета и Президиума ЦК Компартии Словакии… Но перед высокими чиновничьими должностями пан Мирослав возглавил Союз словацких писателей и издал сборник эротических стихотворений «Любовь в гусиной коже». В народе была шутка по этому поводу – Валека называли «настоящим членом партии».
Вот только вдумайтесь, 1965 год. Что там издают в СССР? «Осенние этюды» Николая Рубцова, «Постскриптум» (Будут тигры – в клеточку…) Роберта Рождественского. А вот вам из Валека:
«Беспорядочный ритм случайного тела,
малые луны из декольте выпирают!
ты, растерянный пред таинством близости,
просил снисхождения?..
Кто отказался есть лилии?
Кто даже розу нагую не взял на язык?»
В 2018 году на Кубани разразился скандал. Директор Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко (улица Красная, 13) Юлия Бондаренко ушла в отставку, проработав на своем посту всего 10 месяцев.
До этого Юлия была известна тем, что являлась женой Максима Бондаренко, который до назначения главой Приморско-Ахтарского района занимал пост начальника управления по финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов минэкономики Краснодарского края.
А в культурной среде Кубани экс-директор музей знакома ценителям поэзии под псевдонимом Юлия Бонд и как номинант премии «Поэт года 2017». В блогах тогда растащили ее стихотворения на цитаты. Например, – строки «Стихи пишу я животом». А вот еще:
«Я хотела писать картины
Ты сказал,– есть у слова кисть
Изумрудным пиши, не зеленым
Лишь на белый внутри обопрись».
Ну, конечно же, пальму первенства самого загадочного культурно ориентированного чиновника вот уже несколько десятилетий удерживает Иван Полозков, который в 1985–1990 годах был первым секретарем Краснодарского крайкома КПСС.
Уже после его отставки выяснилось, что Иван Кузьмич тайно занимался высоким искусством.
Однажды (ныне покойному) кубанскому художнику Сергею Воржеву позвонили и сказали, что к нему в ученики просится уважаемый человек. Живописец обалдел, когда увидел на пороге своей мастерской (чердак в высотке рядом с Рашпилевской, 32) первого секретаря Полозкова.
Чиновник днем стеснялся, поэтому приходил на индивидуальные занятия поздно вечером. Увидев «странные» картины Воржева, Иван Кузьмич спросил: «А почему это вы Ленина не рисуете?».
Вообще Полозков только на первый взгляд производил впечатление очень простого человека, на самом деле он был другим – интересным, мудрым собеседником. Писал маслом большие холсты, в основном копии с репродукций, например, «Ходоки у Ленина».
Воржев научил его тонировать деревянные рамы для картин. Некоторые тогда думали: с ума что ли секретарь сошел... Однако мало найдется политиков, кто так серьезно увлекался бы живописью.