– Алексей Дмитриевич, расскажите подробнее – какой выбор нам предстоит сделать этой осенью?
– Если начать в хронологическом порядке, то уже 31 марта 2019 года состоятся досрочные выборы глав восьми сельских поселений в Белоглинском, Гулькевичском, Ленинградском, Отрадненском, Павловском, Приморско-Ахтарском, Северском районах.
Но самые масштабные муниципальные кампании пройдут 8 сентября 2019 года – в единый день голосования. Мы уже можем говорить о том, что пройдут выборы 148 глав и 379 представительных органов городских и сельских поселений. Необходимо будет избрать более 6 тысяч депутатов.
Эти выборы охватят все муниципалитеты края. На данной территории проживает более 2,3 млн. избирателей. Плюс дополнительные выборы депутатов городских округов в Анапе, Геленджике, Новороссийске. В организации и проведении этих выборов будут задействованы 41 территориальная и 1 780 участковых избирательных комиссий.
В принципе, муниципальную власть в крае ожидает новый электоральный цикл. Именно поэтому предстоящий единый день голосования имеет огромное значение не только для нас, организаторов выборов, но и для будущего всего региона.
– Понятно, что серьезная ответственность ложится на территориальные и участковые избирательные комиссии. А какова роль крайизбиркома в этих выборах?
– Руководящая и направляющая, конечно. Однако ответственность за качество проведения кампании мы будем разделять с нашими коллегами.
Поэтому в рамках подготовки к единому дню голосования мы помогаем территориальным и участковым комиссиям организационно и методически. Организуем обучающие мероприятия, разрабатываем различные материалы.
В этом году наши методички впервые содержат электронные формы, которые позволят комиссиям значительно ускорить работу с документами.
И наши семинары в этом году будут не совсем обычными. Мы уже опробовали обучение членов территориальных избирательных комиссий в «малых группах» с погружением в конкретные ситуации, которые возникают на практике, например, при приеме документов от кандидатов или при проведении голосования на избирательном участке. Работаем над сценариями таких деловых игр.
– Какие нововведения выборного законодательства будут применяться?
– В конце прошлого года важные изменения внесены в краевое законодательство, инициатором которых выступила краевая избирательная комиссия. На муниципальных выборах впервые в роли наблюдателей смогут выступить общественники, направленные на избирательные участки Общественной палатой Краснодарского края.
Еще важная деталь: теперь кандидату не надо открывать специальный избирательный счет в случае, если его предполагаемые расходы на кампанию не превысят 15 тысяч рублей. Финансовые вложения выдвиженцев в собственные кампании на местных выборах традиционно более скромные по сравнению с федеральными и региональными.
Избирательная комиссия края в январе 2019 года обратилась с новой законодательной инициативой, которая была принята Законодательным Собранием края в первом чтении. Речь идет о том, чтобы использовать на избирательных участках в ходе местных выборов в помещениях для голосования системы видеонаблюдения. При наличии такой финансовой возможности, конечно.
Если говорить о перспективе, то в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в которую недавно была включена и избирательная система, планируется внедрение цифровых сервисов для всех участников избирательного процесса. Они позволят упростить представление документов кандидатами, открытие избирательных счетов, регистрацию агитационных материалов и предоставят многие другие возможности. Кроме того, сервисы облегчат работу избирательных комиссий за счет интеграции с ведомственными информационными системами.
– Скажите, какова, на ваш взгляд, роль партий на выборах 2019 года? Проявят ли они активность?
– Этот вопрос лучше адресовать представителям политических партий. Участвовать или нет в избирательной кампании – это, прежде всего, право самой партии. Но сегодня их активность, особенно на муниципальных выборах, невысока.
На 1 января 2019 года в Краснодарском крае зарегистрировано 53 региональных отделения политических партий, из них 43 имеют право участвовать в выборах. На политическом поле выборов постоянно представлены лишь «крупные игроки» в виде парламентских партий. Другие не могут похвастаться такой стабильностью.
Так, в единый день голосования 2018 года в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований принимали участие 6 партий. Сравним: в 2014 году их было 12. Та же тенденция и на выборах глав поселений. В 2014 году 10 партий выдвигали своих представителей, а уже к 2018 году кандидаты только от 4 политических партий участвовали в выборах.
Возможности для активной работы у политических организаций есть. Например, правом не собирать подписи на выборах в отдельные представительные органы муниципальных образований обладают 4 парламентские и 9 непарламентских партий.
Какая будет картина на предстоящих выборах в единый день голосования, а также подтвердятся ли существующие тенденции – покажет лишь время.
– Как сейчас территориальные и участковые избирательные комиссии готовятся к выборам?
– С января проводятся обучающие мероприятия, анализируются предыдущие избирательные кампании.
Мы совместно с территориальными комиссиями разрабатываем единый формат информационно-разъяснительной деятельности. Думаю, у нас получится сформировать один стиль информирования для всех комиссий, который будет нацелен на качественное и адресное оповещение избирателей о дате, времени, месте и порядке голосования.
Много внимания уделяем качеству списков избирателей, повышению уровня взаимодействия между избирательными комиссиями, учреждениями и организациями, осуществляющими учет жителей.
– Активность избирателей на муниципальных выборах не такая, как на региональных и федеральных. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы народ пошел на избирательные участки?
– Я бы сказал иначе. Активность на муниципальных выборах может показаться невысокой по сравнению с федеральными и региональными избирательными кампаниями только потому, что иной масштаб кампаний и иное информационное освещение. Вместе с тем мнение о том, что местные выборы непривлекательны, развенчивает опыт последних кампаний.
Например, 9 сентября 2018 года активность местных жителей на выборах депутатов районных советов в Тихорецком районе составила 68 процентов, в Кавказском районе – около 63 процентов, в Белореченском – более 60 процентов. Еще выше активность мы наблюдаем на некоторых выборах глав поселений, где явка достигает порой 80 процентов.
Напомню, что в прошлый единый день голосования, в 2018 году, в муниципальных выборах приняли участие в среднем 56,87 процента избирателей. Мы не гонимся за явкой, но считаем этот результат достойным. Отчасти это заслуга комиссий по информированию избирателей и всех, кто нам помогает. Важные наши помощники в этом непростом деле – средства массовой информации, поэтому мы надеемся, что журналисты и в этот раз окажут информационную поддержку и помогут достойно осветить местные выборы.
Пользуясь случаем, призываю жителей Кубани уже сейчас отметить важный день в календаре. 8 сентября 2019 года, если на вашей территории проходят местные выборы, надо прийти на избирательный участок.