Недавно Александр Шевель получил из Италии бандероль. Прислал ее кубанцу друг, священник из Болоньи Дон Марино Табеллини. В бандероли нашлась городская газета с обведенной красным фломастером заметкой. В ней сообщалось, что местное туристическое агентство открыло в городе новый маршрут с неожиданным для Италии названием – «Храм с русским сердцем». Рядом с заметкой Дон Марино оставил рукописный комментарий. Александр Шевель перевел его на русский язык своему первому критику – жене Татьяне: «Алессандро, поздравляю! Наш храм интересен не только итальянцам, но и людям мира!»
– Конечно же, приятно получать такие весточки, – признался во время нашей встречи член Союза художников России, – но, прежде всего, хочу рассказать о моей первой и, по сути, случайной поездке в страну великих итальянских творцов Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля Санти. Это был 1997 год. Мой земляк и товарищ Владимир Шкурко повез на лечение в Италию свою жену Татьяну. В Болонье у него появились душевные друзья. В их числе был и Дон Марино, которому Володя однажды показал альбом с фотографиями. Среди них были и снимки моих картин, которые впечатлили священника. Дон Марино, как типичный итальянец, темпераментно воскликнул: «Я хочу, чтобы наш католический храм святой Марии расписал этот талантливый русский мастер. Звоните ему немедленно! Но скажите ему, что у церкви денег нет. Зато мы оплатим его проезд в Болонью, обеспечим бесплатное проживание. Будем вкусно кормить, поить лучшими итальянскими винами и покажем нашу великую страну». Горячее желание и добрые чувства священника передались моему другу, и тот сразу же, в час ночи, по телефону задал мне прямой вопрос: «Хочешь в Италию?» И рассказал про скромные, но удивительные для 90-х годов условия. Я тут же согласился и стал собирать чемодан.
– Храм, – продолжил свой рассказ Шевель, – находится в пригороде Болоньи, в Кальдерино. Первое время в незнакомой стране меня выручал Володя, он был моим переводчиком. Дон Марино при первой нашей встрече подчеркнул, что роспись нужно сделать не в классическом стиле, а в авангардистском, именно в том, в каком я работал. Мне предстояло расписать 750 квадратных метров. Это и 16-метровый купол, и стены храма.
Вскоре я остался один на один с итальянцами. Языка не знал. Изъяснялся жестами. Правда, здорово мне помогал русско-итальянский словарик. Несмотря на сильную ностальгию (скучал по семье, родной стороне), работа шла. После того как была завершена первая роспись библейского сюжета, Дон Марино радостно закричал: «Браво, Алессандро!»
В течение года беспрерывной работы кубанский художник использовал около 50 сюжетов из Библии, делая на стенах росписи. Когда работа была окончена, освятить храм приехал известный в Италии кардинал Биффи. Он по-доброму отозвался о «большой работе русского художника».
– Мне, конечно же, была приятна такая высокая оценка, но, если честно, больше всего запомнились слова простых посетителей храма. Приведу всего два мнения прихожан: «Какие дивные росписи! Вашею кистью водил ангел!», «Знаю, что вы – русский, но для меня – как Микеланджело!»
…После того как Шевель расписал храм в Болонье, в итальянской прессе появились хвалебные публикации. К Александру Викторовичу стали обращаться с новыми заказами. В основном сановные священнослужители. Его мастерство узнали и в соседнем с Италией государстве Сан-Марино. Всего мастер кисти расписал около десятка католических церквей. Он также выполнил несколько светских заказов мэрии города Фоссано. А друзья-итальянцы и новые знакомые из разных уголков этой страны убедились в том, что Шевель – еще и отличный портретист.
Находясь в Италии восемь лет, Александр Викторович постоянно делал в своих блокнотах разнообразные записи, которые впоследствии стали страницами его увлекательной книги «Итальянский дневник». Спустя пять лет Шевель выпустил книгу прозаических произведений о земляках-станичниках. Потом увидели свет сборники стихотворений Александра Викторовича «Музыка души», «Круг осени». Авангардистскую поэзию содержит сборник Шевеля «Металлический мальчик».
И все же кисть – главный творческий инструмент этого талантливого человека. Он пишет пейзажи, портреты. А не так давно талантливый мастер сделал интересные росписи стен в детском центре «Чудо-Чадо». В этой работе – отголоски его собственного детства.
– По словам моих родителей (мама Анна Ивановна и папа Виктор Саввич, светлая им память), я начал рисовать рано, – вспоминает он. – В пятилетнем возрасте услышал сказку в стихах Маршака «Кошкин дом». Она настолько мне понравилась, что я стал рисовать картинки по мотивам услышанного. По мнению отца, мой первый опыт был довольно удачным. И все рисунки отец с гордостью показывал родственникам, друзьям, знакомым людям, утверждая, что сын непременно будет художником. Мои родители работали в начальной школе, и я был их учеником, продолжающим с увлечением рисовать. К сожалению, в то время в Брюховецкой не было художественной школы, это было не в мою пользу во время поступления в Краснодарское художественное училище. Кстати, принимали в это учебное заведение только выпускников таких школ. Но отец уговорил членов приемной комиссии допустить меня к вступительным экзаменам. В тот год на одно место претендовали семь человек. Я все экзамены сдал на пятерки. Учеба дала мне, станичному пареньку, очень многое, и самое главное – свободу творчества. Я тогда увлекался импрессионизмом, был поклонником творчества Ван Гога и Матисса. И рисовал в этом стиле.
После окончания училища Шевель поработал учителем рисования в средней школе, затем отслужил в армии, а потом, более 20 лет, заведовал районной художественной мастерской в станице Брюховецкой. Времени в те годы было маловато, но Александр все же писал картины, ходил на этюды. Начал участвовать в выставках молодых художников. В 1994 году, когда был принят в Союз художников России, стал ездить на «творческую дачу» в Горячий Ключ. К тому времени его работы уже входили в каталоги краевых и республиканских выставок. Познакомился с его картинами и знаменитый поэт Евгений Евтушенко, приехавший в Брюховецкую по приглашению тогдашнего редактора районной газеты Алексея Добрюхи. Литератору особенно понравилась картина станичного художника «Гитара Высоцкого».
…Какие сегодня радости у мастера кисти? Отметив 70-летний юбилей, Александр Викторович продолжает творить: рисует с натуры, иллюстрирует свои книги. Шевель надеется, что в скором времени увидит свет альбом его репродукций «Итальянский период».