Кубанские Новости
Общество

Неофициальный Пашинян: станет ли Карабах разменной монетой в его руках

В минувшее воскресенье и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян побывал возле линии фронта в Нагорном Карабахе, после чего вы

«Имя нам – армянская армия», – не без пафоса написал он, тем самым попутно признав, что непризнанную республику занимает, по сути не армия обороны Нагорного Карабаха, а армянские правительственные войска. В толпе вместе с рядовыми военными премьеру позировали и улыбающиеся лидеры самопровозглашенной республики.

Что интересно, визит Пашиняна носит неофициальный характер: глава армянского правительства отправился сюда «отдыхать» – сразу после одержанной им в Ереване политической победы. Пашинян наконец заставил непокорный парламент, в котором большинство сохраняли республиканцы, пойти на самороспуск. Почему именно сейчас ему нужны фотографии из Карабаха? Это, скорее всего, обусловлено двумя причинами.

Во-первых, на носу внеочередные парламентские выборы. И «западному» новому руководителю нужно не выбиваться из общей позиции жителей Армении, считающих Арцах испокон веков частью родного государства. А поскольку Пашиняном избран курс на упрочение личной власти, он, скорее всего, никаких компромиссов на выборах он заключать не станет, даже с союзниками по блоку «Елк». Поэтому сегодня, перефразируя старую немецкую пословицу, бородатому Николу нужно быть невестой на каждой свадьбе, новорожденным на каждых крестинах и покойником на каждых похоронах. То есть показать себя максимально «своим» для подавляющего большинства сограждан.

Кроме естественного для любого демагога желания надолго удержаться у власти, в этой ситуации есть еще одна причина. Дело в том, что, судя по всему, новому руководству предстоит проводить совершенно иную экономическую, социо-культурную, внешнеполитическую и иные линии. А эти линии будут непопулярны среди части населения и даже среди большинства партий. Поэтому западные кураторы поставили задачу премьеру – построить власть демократическую по форме, но жесткую по содержанию.

Признаками демократии станет активная деятельность НКО, западных структур, активная гендерная политика, поблажки ЛГБТ-сообществу, – все то, что мы видим сегодня на Украине. А что касается содержания, то любые альтернативные политические силы при этом должны быть свернуты. Орудием такой политики должны стать радикальные группы, вроде «Сосна Црер». Как, например, «Правый сектор» на Украине.

И в этой связи Пашинян на словах будет говорить о том, что постарается каким-то образом выполнять свои предвыборные обещания – как он выражался: «защищать интересы Карабаха». А во-вторых, карабахский вопрос на фоне растущего влияния Турции и санкций против Ирана становится чрезвычайно интересным для кураторов нынешней армянской власти. Неофициальный приезд Пашиняна в Карабах проходит после официального визита в Ереван Джона Болтона, в ходе которого поднимался, как известно, и карабахский вопрос.

Армянские наблюдатели сделали много выводов после отъезда Болтона, лишь подтверждающих главное: США видят Карабах как один из важнейших плацдармов в рамках собственной антииранской программы. Вашингтон будет давить на Армению, чтобы она отошла в сторону от Ирана. Для этого ей что-то пообещают; например, наблюдатели говорят сейчас о возможном возрождении темы армяно-турецких протоколов.

В любом случае, Армения следующего политического этапа будет отличаться от Армении предыдущей, когда существенно активизировались армяно-иранские отношения. В конце концов, Пашинян ездил за деньгами и поддержкой не в Иран, а в США. Ирану он ничем не обязан.

А это, по мнению американских стратегов, побудит премьер-министра проявить свои «лидерские качества» и подписать мирное соглашение по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, по формуле «территории (земли) — в обмен на мир», озвученное завершившим свою дипломатическую миссию в Армении послом США Ричардом Миллсом, поддержанную Ильхамом Алиевым и Джоном Болтоном.

Вашингтон серьезно считает, что рейтинг премьер-министра Армении позволит принимать важнейшие решения без учета мнения народа Карабаха. В таком случае послушная армянская власть, «не обремененная» проблемой Арцаха, станет слепым орудием для американских планов в Закавказье. Хочешь – используй против России, хочешь – против Ирана или Турции.

Вот только будет ли от этого лучше жителям Армении?