Кубанские Новости
Общество
Ольга Захарова

Алексей Копайгородский: «Через десять лет Сочи будет новым городом»

Алексей Копайгородский: «Через десять лет Сочи будет новым городом»
Алексей Копайгородский
Фото: Станислав Павлов
В рамках XXV юбилейного форума современной журналистики «Вся Россия – 2021» глава Сочи провел пресс-конференцию. За два часа он

Про COVID и курорт

– Алексей Сергеевич, расскажите о ситуации с коронавирусом в Сочи. Как проходит вакцинация?

– В Сочи первым и втором компонентом вакцинировано более 172 тысяч человек. Активно идет прививочная кампания в трудовых коллективах: уровень вакцинации работников отраслей образования, общественного питания, торговли, туристической индустрии, транспорта и бытового обслуживания составляет 74–88 процентов.

Сегодня на курорте работает 33 прививочных пункта, три из них – мобильные и четыре – на территории отелей. В ковидных госпиталях развернуто 1020 коек, из них занята 621. Конечно, в период высокого сезона количество случаев инфицирования растет. Но, учитывая принятые правила заселения в объекты санаторно-курортного комплекса Сочи, не критично. Около 70 процентов туристов прибывают в город уже с прививкой от коронавируса.

– Каковы итоги курортного сезона? Он был удачным?

– Да, несмотря на все ограничения. С начала года Сочи принял более 5 миллионов отдыхающих. Это на 10 процентов больше, чем в 2020 году. Сейчас объекты санаторно-курортной и туристической отрасли уже активно готовятся к зимнему сезону. По итогам года планируем выйти на показатель турпотока прошлого года и принять свыше 6,5 миллиона гостей.

Фото: Станислав Павлов

С 2018 года Сочи участвует в международной экологической программе «Голубой флаг». В первый год курорт получил шесть флагов. В этом году над нашими пляжами развевается 33 флага. Также в этом году наш город стал первым российским курортом, присоединившимся к программе безопасных путешествий Safe Travels – этот знак качества, признанный во всем мире, является гарантом эпидемиологической безопасности. Объект, который присоединяется к программе, берет на себя обязательство неукоснительно соблюдать протоколы Всемирного совета по путешествиям и туризму, которые полностью согласовываются и перекликаются с требованиями Роспотребнадзора. Программа была запущена в конце июля, и на сегодняшний день этот знак получили 40 сочинских отелей и санаториев. Планируется расширение действия программы на всю отрасль гостеприимства: пляжи, объекты показа, рестораны.

По поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева мы планируем в 2022 году привлечь сочинские гостиницы и отели к участию в программе добровольной международной экологической сертификации учреждений гостиничного бизнеса «Зеленый ключ». Пока к ней присоединились шесть отелей курорта, которые уже работают по международным экологическим стандартам. Еще два подали заявки. Для получения сертификата гостиница должна обеспечить экономичное энерго- и водопотребление, использование экологически безопасных средств для мытья и уборки номеров, внедрить систему селективного сбора некоторых видов отходов, обеспечив их дальнейшую переработку, соответствовать многим другим критериям.

Больше школьников и больше школ

– В этом году в сочинские школы пошли 77 тысяч детей – на 5 тысяч больше, чем в 2020-м. А школ за год город построил на 1200 мест. Планируется ли увеличить темпы строительства образовательных объектов и в целом социальных объектов?

– Действительно, в этом году учеников в сочинских школах стало больше. В первые классы пошли свыше 9200 детей. Чтобы снизить нагрузку на школы и ликвидировать вторую смену, мы, конечно, наращиваем темпы строительства объектов образования. В Сочи 1 сентября открылись сразу два новых корпуса – на территории средней школы № 11 в Мацесте в Хостинском районе и в лицее № 23 по улице Виноградной в Центральном районе – общей вместимостью 800 мест. В декабре мы введем в эксплуатацию корпус школы в Красной Поляне вместе с корпусом детского сада. В целом в 2021 году на отрасль образования в Сочи выделено свыше 8 миллиардов рублей, из которых больше 2,5 миллиарда – муниципальные средства. Благодаря этому в школах дополнительно появится 1200 мест.

Фото: Станислав Павлов

В 2022 году в Сочи начнется строительство трех учреждений образования. Мы планируем возводить школу на 1100 мест на улицах Калараша и Малышева в Лазаревском районе, двух блоков начальной школы по 400 мест на территории школы № 18 в Хостинском районе на улице Апшеронской и школы № 4 в Центральном районе на улице Чехова. В настоящее время проекты проходят государственную экспертизу.

Сейчас по национальному проекту «Образование» в Центральном районе Сочи продолжается строительство школы в микрорайоне Мамайка на 800 мест, которая откроется 1 сентября 2022 года. В Северной Бытхе Хостинского района подрядная организация приступила к возведению школы на 1100 мест с блоком дошкольного образования для 300 детей. Проект строительства рассчитан на два года. В целом до 2030 года в Сочи планируется ввести в эксплуатацию 50 учреждений отрасли образования, в том числе построить 26 школ.

Проблемы роста и их решения

Одна из наболевших проблем Сочи – незаконное строительство. Какая сегодня ситуация в этой сфере? И будет ли реновация жилья?

– В последние два года идет формирование нового архитектурного стиля Большого Сочи. Все архитектурные решения теперь проходят стадию согласования Градостроительного совета. В нем состоят градостроители, архитекторы, дизайнеры, вкусу и мнению которых мы доверяем. Геометрия зданий, цветовая гамма фасадов и остальные элементы новоделов уже не будут хаотичными. Постепенно мы придем к новому облику Сочи – города, где в центре комфортной и безопасной городской среды находится человек, а вокруг него – максимально озелененные и благоустроенные общественные территории. В этом году 70 процентов объектов отклонены от согласования Градсовета и направлены на доработку.

Сегодня администрация города постоянно проводит мониторинг территорий на предмет выявления и пресечения фактов самовольного строительства. С начала года проверено более 280 объектов, снесено 25 строений, еще 6 на очереди.

С другой стороны, при разработке нового генерального плана курорта учитывается стратегия, направленная на экономически устойчивое развитие всех сегментов санаторно-курортной отрасли. Мы заинтересованы в том, чтобы люди разного достатка продолжали отдыхать в Сочи. Поэтому предложения Градостроительного совета и последующие решения в этом направлении будут приниматься только через широкое общественное обсуждение с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Что касается реновации, то для Сочи это понятие не совсем приемлемо. У нас произойдет «ревитализация», оживление территорий микрорайонов, то есть реконструкция без бульдозеров и разрушений. Таких районов много: это улицы Севастопольская и Донская, Цветной бульвар и многие другие, требующие внимания и корректного подхода.

– Еще одна актуальная для курорта тема – дороги. Построенные к Олимпиаде 2014 года развязки и дублеры уж не спасают, город опять стоит в пробках. Как панируется решать эту проблему?

– Согласен, городу необходимы новые трассы для улучшения транспортной обстановки. Действующая федеральная магистраль Джубга – Сочи не справляется с нагрузкой, особенно в пик курортного сезона. При поддержке заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина и администрации Краснодарского края мы прорабатываем перечень мероприятий по увеличению пропускной способности федеральной дороги А-147. Сейчас по ней в сутки проходит около 90 тысяч автомобилей, это втрое больше по сравнению с постолимпийским 2015 годом.

Также в селе Красная Воля предполагается возведение альтернативной дороги в Адлерский район. Здесь появится около 9 километров новой дороги и будет реконструировано порядка 13 километров существующих участков, в частности от Хостинского тоннеля до Красной Воли и села Галицино. Строительство объезда позволит разделить потоки транспорта. В аэропорт и на курорты горного кластера можно будет проехать по объезду. В итоге нагрузка на А-147 снизится на 30 процентов.

Кроме этого, мы работаем над вопросом с парковками. В следующем году в Сочи будет оборудовано более 2 тысяч парковочных мест в полосе отвода автомобильных дорог и на плоскостных парковках на территории Центрального района, в том числе бесплатные места для инвалидов. Планируемые поступления в муниципальный бюджет составят порядка 317 миллионов рублей в год.

Технично и эстетично

– Что еще в планах по развитию города?

– Через десять лет Сочи точно будет другим городом. Совместно с правительством РФ, Минстроем России и администрацией Краснодарского края мы запустили программу комплексного социально-экономического развития «Новый Сочи». Она рассчитана до 2030 года, в нее входит 128 объектов на сумму свыше 500 миллиардов рублей бюджетных и внебюджетных средств. Предусмотрено строительство школ, детских садов, спортивных объектов, комплексная модернизация учреждений культуры. Для обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания населения города планируется выполнение противооползневых мероприятий, ремонт берегозащитных сооружений, расчистка русел рек. Также будет реализована дорожная карта по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Один из самых емких проектов программы – модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас очистку сточных вод в Сочи обеспечивают 11 муниципальных комплексов, они перерабатывают более 270 тысяч кубометров стоков в сутки. Реконструкция очистных сооружений курорта увеличит их мощность вдвое. В первую очередь будут обновлены сооружения «Лазаревские», «Дагомыс», «Магадан», «Бзугу», «Кудепста», «Адлер» и «Якорная Щель». Прогнозируемая стоимость реализации проекта – 20,1 миллиарда рублей. По каждому объекту уже подготовлены инвестиционные паспорта для дальнейшей подачи заявок в Минстрой на выделение средств. В настоящее время разрабатываются технические задания на проектирование.

Помимо этого, перед нами стоят задачи по обновлению инженерной инфраструктуры города – сетей водоснабжения и водоотведения, ливневой канализации, а также по развитию дорожной и транспортной инфраструктуры.

– Планируется ли благоустройство знаковых мест курорта?

– Безусловно. В 2020 году в Сочи по поручению губернатора региона Вениамина Кондратьева началась реализация проекта «Две реки – одно море», который предполагает создание непрерывной пешеходной набережной протяженностью 15 километров по всей центральной части города. Маршрут проходит от торгово-развлекательного центра «Море Молл» по набережной реки Сочи, парку «Ривьера», Морскому порту, Приморской набережной, терренкуру и завершается на набережной реки Мацесты. К настоящему моменту завершено два этапа реконструкции набережной пляжа «Ривьера», проведена реновация пляжа «Маяк» – самого известного пляжа Центральной морской набережной Сочи.

Уже в октябре, после завершения летнего сезона, строители приступят к третьему этапу реконструкции. Будет построен новый мост «Волшебный лист», который свяжет набережную Ривьера с главной городской Приморской набережной. Как и предыдущие проекты, этот также будет реализован за счет частных инвестиций и станет новой точкой притяжения для горожан и туристов.

В дальнейших планах – реконструкция всей Центральной морской набережной Сочи. Концепцией предусмотрено создание искусственной территории площадью более 50 гектаров. Основная идея – создание нескольких сквозных зон, среди них фестивальная, игровая, зоны культуры и искусства, гостеприимства, здорового образа жизни, Марина-сити. Каждый путь имеет свой сценарий и атмосферу, масштаб и направленность: зоны для тихого, активного, делового отдыха, ежедневных городских активностей, пользователей разных возрастов. Новое пространство станет не только неотъемлемой частью пешеходного маршрута, но и территорией культурного, туристического, инновационного притяжения мирового уровня.