– Александр Александрович, у Вас в ведении отрасли, по которым больнее всего ударила пандемия. По итогам 2021 года, как Вы считаете, они выправились?
– Сперва давайте все-таки перестанем демонизировать 2020 год. Да, ситуация была сложная, местами – очень и очень сложная, но благодаря титаническим усилиям всех заинтересованных сторон кризиса удалось избежать. Мы много раз говорили, какими усилиями, не хочу повторяться, но даже по итогам прошлого, 2020 года, наши отрасли достаточно твердо стояли на ногах.
В этом году была задача переориентировать всю систему работы.
Александр Руппель подчеркнул, что если в прошлом году надо было подставить бизнесу плечо в виде новых мер поддержки, то в этом году важно было создать трамплин для кратного скачка в таких направлениях, как инвестиции, курорты, потребсфера, промышленность.
Я говорю, в том числе, про совершенствование законодательства, апгрейд инфраструктуры и мер поддержки бизнеса, внедрение прогрессивных механизмов сопровождения инвестиционных проектов.
Задачи, поставленные перед блоком в начале года, были очень амбициозными. По некоторым направлениям еще рано подводить черту, как вы знаете, статистические данные по итогам года будут только в феврале, но по текущей ситуации и темпам роста могу констатировать, что мы не только выполнили, но и перевыполнили поставленные задачи.
– Начнем с инвестиций. Еще в бытность министром экономики Вы говорили, что реализация инвестпроектов – это ключевой показатель эффективности для чиновников. Какие результаты в этом направлении деятельности?
– Инвестиции всегда выступают драйвером экономического роста – в этом нет новеллы, это общемировая практика. В этой части у нас четко выстроена инвестиционная политика и идет постоянное формирование новых инструментов. И здесь моя принципиальная позиция – все эти шаги должны формироваться только в диалоге с бизнесом, в соответствии с их запросами и ожиданиями.
К примеру, в этом году мы расширили перечень видов деятельности для получения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль. Это дало возможность уменьшить региональную часть налога предприятиям в сфере сельского хозяйства, обрабатывающих производств, здравоохранения, гостиничного бизнеса и общепита.
Разработали механизм компенсации процентных ставок по кредитам для реализации инвестпроектов. На эти цели до конца 2023 года в бюджете предусмотрено 720 миллионов рублей. Уже в начале следующего года запустим конкурсный отбор для инвесторов, уверен, этот механизм будет очень востребован.
Для снятия одного из самых наболевших вопросов для бизнеса с этого года мы запустили механизм субсидирования затрат на создание инфраструктуры для новых инвестпроектов. До 2024 года планируем направить на эти цели 25 миллиардов рублей – это беспрецедентная сумма! Сейчас у нас 24 проекта по этому направлению включены в сводный перечень Минэкономразвития, отбор на предоставление средств будет проведен в 2022 году, когда произойдет ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры.
В этом году существенно подтянули государственно-частное партнерство – в рейтинге Минэкономразвития по этому показателю поднялись на 28 позиций и заняли 24-е место. По концессии модернизируем коммунальную инфраструктуру, строим школы, спортивные объекты – более 50 проектов.
В контексте нашей Стратегии – 2030 на этот год мы ставили себе задачу привлечь в экономику региона 480 миллиардов рублей инвестиций. Итоговую статистику получим позже, но уже по итогам девяти месяцев темп роста опережает наши прогнозные значения, ожидаем объем инвестиций по итогам года на уровне 550 миллиардов.
Если говорить языком цифр, с начала года в крае реализовано 68 крупных инвестпроектов на общую сумму более 65 миллиардов рублей. Это позволило создать 1,7 тысячи новых рабочих мест. В работе сейчас – еще 467 общей стоимостью 2,2 триллиона рублей – это 68 тысяч рабочих мест!
При этом нельзя забывать, что инвестиции – это не только новые предприятия, но и модернизация действующего бизнеса, вывод его на экспорт. В январе мы ставили себе задачу довести объем экспорта до 4,68 миллиарда долларов по итогам года. Уже за 10 месяцев видим сумму 5,9 миллиарда долларов США, причем более 4 миллиардов – несырьевой неэнергетический экспорт. Я считаю, это успех.
– В этом году на Петербургском экономическом форуме край поставил рекорд по инвестициям в курортную сферу…
– Не только на этом форуме. Наши курорты сейчас переживают такой инвестиционный бум, которого не было со времен Олимпиады. Инвестиционный портфель туристической отрасли увеличился в 3,5 раза и достиг 108 миллиардов рублей. Более того – свыше половины всех инвестиций в курортную отрасль России приходится именно на наш регион. И, забегая вперед, скажу, что мы сейчас прорабатываем с инвесторами еще ряд проектов, с которыми хотим выйти на Российский инвестиционный форум в феврале 2022 года.
– То есть внимание к курортам Краснодарского края на фоне пандемии не просто не ослабло, а возросло. С какими результатами отрасль заканчивает год?
– Для Краснодарского края курорты – это козырь, но разыграть его красиво мы сможем, только если все остальные карты будут сильными. Отдых ведь не только отель и пляж, это еще и благоустройство, безопасность, комфортный транспорт, развитая потребсфера. Мое мнение: продвижение курортов, их популяризация, возвратность туристов – межотраслевая задача. И решать ее надо, опять-таки, отталкиваясь от запросов наших гостей.
Возьмем, к примеру, пляжи. Каждый отдыхающий хочет, чтобы это было красиво, чисто, безопасно и комфортно. В этом году мы разработали стандарт, в котором прописали общие требования к организации отдыха, к услугам и сервису, определили единый архитектурный облик пляжей. Планировали, что приведем к стандарту 10 пляжей, но муниципалитеты и бизнес быстро поняли важность этого направления в борьбе за туриста. И к концу года у нас уже 228 пляжей «в стандарте».
Дальше – отели «все включено» и «ультра все включено». Сегодня 60 процентов российских туристов выбирают именно этот формат отдыха, но единого стандарта – какие услуги будет получать гость – в стране нет. При этом если мы хотим оставаться в лидерах туристического рынка, надо обеспечить максимальное предложение именно по этому сегменту. Что мы сделали? Наше минкурортов проанализировало 125 самых популярных отелей мира у россиян – в Турции, Египте, Греции, учло наши сильные стороны и традиционные преимущества и на этой основе разработало региональный стандарт работы отелей по системам «все включено» и «ультра все включено». Мы первый регион в России, который к этому пришел. Буквально недавно презентовали концепцию бизнесу и муниципалитетам, реакция однозначная – это важный и нужный шаг. Отельеры тоже включились в процесс и внесли свои дополнительные предложения, которые, разумеется, будут учтены.
Я уверен, что наши курорты – это просто неисчерпаемый потенциал. Одна из точек роста, конечно, яхтинг. Разговоры про него идут настолько давно, что уже стали практически легендой. В этом году мы собрали экспертную команду и за несколько месяцев разработали концепцию развития яхтенного туризма с конкретными шагами и сроками. Планируем создать целую систему из 23 яхтенных марин, общей вместимостью более 7 тысяч стояночных мест. Предполагаемый объем затрат только первого этапа составит порядка 470 миллиардов рублей. С такой планкой в одиночку не справиться ни региону, ни инвесторам, поэтому в следующем году планируем выходить с инициативой о включении наших проектов в федеральные программы для привлечения средств федерального бюджета.
Для курортов максимально важно самосовершенствование – это то, на что очень тонко реагирует турист. Думаю, сегодня мы идем в верном направлении. Если в начале года с опаской говорили про турпоток на уровне 16 миллионов гостей, при снятии ряда ограничений, то на сегодняшний день приняли 17 миллионов. И год еще не завершен.
– Вы упомянули развитие потребсферы. Как отразились на бизнесе введенные ограничения? Можно ли сейчас говорить о какой-то динамике?
– Ваши коллеги часто незаслуженно отодвигают потребсферу на второй план. Между тем именно здесь сосредоточена львиная часть малого и среднего бизнеса, именно здесь работает четверть трудоспособного населения нашего края. Можно и дальше продолжать – 20 процентов налогов, порядка 17 процентов ВРП.
Несмотря на все ограничения, а в потребсфере их, наверное, больше всего, предприятия демонстрируют не просто стабильность, но и устойчивый рост экономических показателей. За 10 месяцев суммарный оборот всех отраслей составил 3,3 триллиона рублей, почти на 19 процентов больше прошлогоднего показателя. В консолидированный бюджет перечислено 52,7 миллиарда рублей налогов – на 44,7 процента больше, чем за тот же период прошлого года. И здесь важно, что кратное увеличение показывает именно налог на прибыль - организации стали зарабатывать больше, и это очень хороший маркер температуры в отрасли.
Мы на постоянной связи с бизнесом, и я могу с уверенностью сказать, что подавляющее большинство с пониманием относится ко всем действующим ограничениям. Все хорошо помнят локдаун 2020 года и не хотят повторения. Я уже говорил и повторю: все действующие ограничения, введение QR-кодов – это баланс между здоровьем людей и интересами бизнеса. Да, после введения кодов в общепите в первую неделю мы увидели небольшую просадку, но когда эту же систему ввели другие отрасли, ситуация быстро выровнялась.
Принципиально важно, чтобы правила игры были одинаковыми для всех. Когда одни предприятия в 23.00 закрывают свои двери и прощаются с гостями, а другие продолжают работать, – это ставит бизнес в неравные условия. Чтобы этого не было, на протяжении всего года у нас работали мониторинговые группы, которые следили за соблюдением санэпидтребований. Обследовано почти 23 тысячи объектов. На тех, кто позволял себе лишнего, составлены протоколы и наложены штрафы, я считаю, справедливо. Но во главе угла по-прежнему стоит не наказание, а профилактическая работа с бизнесом. В этом ключе работа идет постоянно, и я благодарен предпринимательскому сообществу за понимание и честную работу.
– Если говорить про предпринимательское сообщество, какая ситуация здесь? Недавно Вы озвучили, что численность занятых в малом и среднем бизнесе превысила 1 миллион человек, с чем связан такой рост?
– Здесь ряд причин. Из масштабных – наш действительно комфортный бизнес-климат, в этом году мы снова получили самую высокую оценку рейтинга RAEX – А1 «Максимальный потенциал – минимальный риск». Плюс развитая инфраструктура поддержки: Фонд развития бизнеса, Центр поддержки экспорта, Фонд микрофинансирования, Фонд развития инноваций. Они оказывают реальную бесплатную помощь на всех стадиях развития бизнеса, буквально с нуля.
Плюс легализация бизнеса. В период пандемии поддержку от государства могли получить только те, кто работал легально. Это дало многим стимул к тому, чтобы выйти из тени.
Здесь, кстати, хорошим инструментом стал и новый налог на профессиональный доход. В этом году количество самозанятых в крае выросло больше, чем в 3,5 раза – с 42 до 151 тысячи человек. Мы больше, чем в четыре раза перевыполнили план, который был поставлен нацпроектом. По количеству самозанятых сегодня край лидирует в Южном федеральном округе и занимает пятую строчку в стране.
Что касается роста занятых. В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» определена национальная цель – довести численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в России до 25 миллионов человек в 2030 году. Конкретно нашему региону к этому сроку необходимо достигнуть численности занятых на уровне 990,2 тысячи человек. Чтобы вы понимали, по итогам девяти месяцев этого года мы уже перешагнули планку в 1 миллион человек. По численности занятых в малом и среднем бизнесе Краснодарский край занимает 1-е место в ЮФО и 4-е – среди всех субъектов России, впереди только Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Комплиментарное соседство, согласитесь.
Растет и количество самих субъектов малого и среднего бизнеса. По итогам 2020 года их в крае было чуть более 266 тысяч. За 11 месяцев этого года мы видим почти 273 тысячи – то есть рост порядка 7 тысяч. За каждым – занятость, налоги, у кого-то – рабочие места, кто-то самозанятый… Задача власти – создать условия для развития этого бизнеса.
У меня в Инстаграм был пост про занятых в МСП, и в комментариях один парень написал: «С января ждите +1 ИП». Я прочитал и искренне порадовался. Кому-то может показаться, что это мелочь. Но экономике действительно важен каждый.